Размер шрифта:
Цвета сайта:
Настройки:

Интервал между буквами (Кернинг):

Стандартный Средний Большой

Размер шрифта:

14 20 28

 

Антинаркотическая комиссия

в Смоленской области

Версия для слабовидящих

 

Антинаркотическая комиссия

в Смоленской области

Мониторинг наркоситуации

04.09.2012 10:39Наркоситуация в среде детей и молодежи

 

НАРКОСИТУАЦИЯ В СРЕДЕ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ

 

Вашему вниманию предлагаются результаты мониторинга «Наркоситуация в среде детей и молодежи», проведенного в 2009-2010 г.г. Центром социологических исследований Министерства образования Российской Федерации в рамках реализации направления «Профилактика наркомании и зависимости от психоактивных веществ, асоциальных явлений в молодежной среде, правовая защита и сохранение психического здоровья молодежи» федеральной целевой программы «Молодежь России».

 

1.                 Проведенный мониторинг наркоситуации в Российской Федерации свидетельствует о том, что проблема распространения и употребления наркотических средств, психотропных и иных одурманивающих веществ по-прежнему является чрезвычайно актуальной. В 11 лет каждый второй знает о наркотических свойствах конопли или препаратов опийной группы, а в 13 лет - уже две трети. К 16 годам доля информированных приближается к 80%.

2.                 Меры, направленные на профилактику, пока не привели к коренному улучшению ситуации в сфере наркотизации детей и молодежи. Численность детей и молодежи в возрасте 11-24 лет, с различной частотой потребляющихнаркотические средства, достигает 4 миллиона, а наркозависимых среди них - составляет от 900 тысяч до 1 миллиона 100 тысяч человек. Среди всего населения России эти показатели - соответственно примерно 6,5 миллионов и 2 миллиона человек.

3.                 Рост потребления наркотических средств, согласно экспертным оценкам, имеет в своей основе две главные причины: увеличение притока этих средств в страну и недостаточные усилия со стороны государственных органов, общественности и СМИ по профилактике наркотизации детей и молодежи. Население в целом самоустранилось от активного участия в антинаркотической борьбе, а усилия государственных органов и средств массовой информации по формированию конструктивного общественного мнения недостаточно эффективны. В итоге в том, что в стране растет наркотизация молодежи, 37% населения обвиняет органы власти и лишь 10% - наркоторговцев.

4.                 Наряду с потреблением наркотических средств интенсивно растут масштабы приобщения детей и молодежи к потреблению таких психоактивных веществ как табачные изделия и алкогольные напитки. В возрастной группе 11-24 года курят не менее 50%. В группу курящих все активнее вовлекаются девушки.

5.                 В молодежной среде стало массовым потребление спиртных напитков, включая пиво. Их с той или иной частотой потребляют 80% молодежи, причем как юношей, так и девушек. Огромных масштабов достигло потребление пива, которое официально не относится к спиртным напиткам.

6.                 Совокупные расходы детей и молодежи на психоактивные вещества (табачные изделия, алкогольные напитки, наркотические средства) ежегодно составляют почти 7 миллиардов долларов США. Эта сумма могла бы стать важным стимулом для развития содержательного культурного досуга детей и молодежи, удовлетворения их разумных потребностей.

7.                 Рост массового приобщения молодежи к потреблению психоактивных веществ произошел в 1997-2001 годы, когда в жизнь вступило новое «рыночное» поколение, не обремененное ценностным «барьером» прошлого и обладающее более индивидуализированным сознанием, чем их родители. За этот период средний возраст начала потребления табачных изделий снизился на 3,5 лет, алкогольных напитков - на 2,5 лет, наркотических средств - на 3,5 лет. С 2001 года показатель среднего возраста начала потребления психоактивных веществ стабилизировался и сегодня составляет: табачных изделий - 11,5 лет, алкогольных напитков - 13 лет (в основном пива), наркотических средств -14 лет.

8.                 Вызывает беспокойство широкая вовлеченность в потребление психоактивных веществ учащейся молодежи. В этом отношении ситуация крайне неблагоприятна среди учащихся начальных и средних профессиональных образовательных учреждений.

9.                 Результаты мониторинга показали, что курение и раннее приобщение к потреблению спиртных напитков - это «прелюдия» приобщения к потреблению наркотических средств. С этих позиций имеющая место широкая пропаганда среди молодежи некоторых психоактивных веществ (в частности, в виде рекламы алкогольной и табачной продукции) играет деструктивную роль. Многими исследованиями доказано, что реклама психоактивных веществ на взрослое население, имеющее сформировавшиеся установки, привычки, вкусы, влияет незначительно. Подобная реклама нацелена на завоевание молодого потенциального потребителя. Выполняет она при этом две функции: приобщить детей и молодежи к потреблению психоактивных веществ (то есть некурящего убедить в престижности курения, не потребляющего алкоголь - в престижности этого процесса) и параллельно - нацелить на потребление конкретной марки товара. Такая работа эффективна только в молодежной среде, более того, косвенно она открывает дорогу для наркорынка.

10.            В «рационе» подавляющей части (более 60%) молодежи, потребляющей наркотические средства, преобладают препараты конопли, у 15% - препараты опия. Эти две группы наркотических средств имеют наибольший удельный вес в общем объеме потребляемых молодежью наркотических средств -до 80%.

11.            Как показал мониторинг, лечение больных наркоманией является малоэффективным: из каждых четырех проходивших лечение официально или неофициально полностью отказывается от употребления наркотиков только один. Причиной является как неквалифицированность многих нелегальных лечебных структур, так и ряд серьезных проблемы объективного и субъективного характера, с которыми сталкивается система оказания наркологической помощи. Страдающие наркотической зависимостью нередко освидетельствуются врачами лишь в связи с неврозами и расстройствами личности.

12.            Анализ общей ситуации в сфере массового распространения наркотических средств в России, преобладание зарубежных источников их поставки позволяют сделать вывод о доминирующей роли продуманной маркетинговой стратегии международной наркомафии, усилия которой направлены на завоевание рынка на территории бывшего СССР, в первую очередь - России, как экономически наиболее выгодного региона. Эта стратегия включает:

o                     формирование замкнутой и устойчивой системы наркотрафика как для поставки продукции на внутренний рынок России, так и для использования ее территории для транзита;

o                     рекрутирование сети наркодилеров оптовой и розничной торговли путем инвестирования собственного капитала;

o                     формирование потребительского рынка наркотических средств при помощи предварительного приобщения детей и молодежи к потреблению психоактивных веществ (табачных изделий, алкогольных напитков, некоторых фармацевтических изделий), чему способствует интенсивная реклама;

o                     формирование сети малого опта путем привлечения мобильных, легко мигрирующих этнических групп, имеющих на территории России и других стран корпоративные землячества и возможность межгосударственной миграции;

o                     формирование розничной сети наркоторговли путем вербовки детей, предварительно приобщенных к потреблению наркотических средств;

o                     использование благоприятных условий в России для «отмывания» наркоденег и их инвестирования в легальный бизнес: шоу-бизнес, игорный, гостиничный, туристический, строительство;

o                     замещение наркотиков растительного происхождения более сильнодействующими наркотиками синтетического происхождения, в основном, зарубежного производства.

13.            Механизм реализации наркотических средств меняется, адаптируясь к обстоятельствам рынка. За последнее десятилетие наркомафия скорректировала свое поведение на российском розничном рынке в двух аспектах. Во-первых, она старается уйти из мест повышенного контроля со стороны правоохранительных органов и служб безопасности (дискотеки, образовательные учреждения, места организованного отдыха) и перенести основной акцент на места временного скопления молодежи - так называемые уличные, дворовые и парковые «тусовки». Во-вторых, наряду с использованием постоянной «профессиональной» сети розничных распространителей все активнее привлекает к розничной торговле молодых наркоманов - членов молодежных неформальных групп. В результате, как свидетельствуют данные мониторинга, сегодня приобщается к потреблению наркотических средств на дискотеках один из десяти, в образовательных учреждениях - один из шести, а на молодежных «уличных тусовках» - 80% пробовавших или потребляющих наркотические средства; 90% из их числа к первой пробе наркотических средств были «простимулированы» друзьями и знакомыми.

14.            Противодействие продвижению международной наркомафии на российский рынок со стороны российских компетентных органов сегодня явно недостаточно. Денег, которые наркомафия имеет возможность инвестировать для продвижения своего товара на российский рынок, несоизмеримо больше, чем средств, выделяемых государством на антинаркотическую борьбу. По подсчетам, произведенным путем соотнесения данных мониторинга о розничной стоимости наркотических средств на российском рынке и сведений о контрабанде наркотических средств, предоставленных Главным управлением по борьбе с контрабандой Государственного таможенного комитета РФ, потенциальная рентабельность наркорынка в России сегодня составляет 500%. Ради такой выгоды наркомафия идет на риск.

15.            Результаты мониторинга позволяют предположить, что ежегодный оборот потребительского наркорынка в России составляет не менее 5 миллиардов долларов США, не считая наркотранзита и прибыли от инвестирования вырученных денег в с наркопреступностью, лечение и профилактику. Причем речь идет не о федеральных тратах, а о совокупных расходах, включающих финансирование из всех ныне возможных источников: федеральных, региональных и муниципальных российский бизнес. Ежегодно на приобретение наркотических средств только дети и молодежь расходуют примерно 2,5 миллиарда долларов США. В то же время на антинаркотические мероприятия в стране ежегодно тратится не более 90 миллионов долларов США, включая все их виды: борьбу (преимущественно), спонсорских, благотворительных (российских и иностранных) и даже пожертвованиях родителей детей, больных или ранее болевших наркоманией.

16.            Актуальность проблемы противодействия наркомании признана на государственном уровне. В Российской Федерации разработаны и реализуются комплексные меры, направленные на борьбу с распространением наркомании и незаконным оборотом наркотиков. В последние годы достигнуты определенные положительные результаты. Основополагающим документом, определяющим приоритетные направления деятельности органов учреждений образования в сфере профилактики наркотизации детей и молодежи, явилась утвержденная приказом Министерства образования Российской Федерация Концепция профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде (одобренная решением Правительственной комиссии по противодействию злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту и рекомендованная для использования в работе органами исполнительной власти субъектов РФ). Практически во всех регионах Российской Федерации разработаны территориальные программы профилактики злоупотребления психоактивными веществами и противодействия их незаконному обороту. Проблема постоянно находится в поле зрения федеральных органов исполнительной и законодательной власти.

17.            Создана правовая основа для осуществления мероприятий по противодействию злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту (Федеральные законы «О наркотических средствах и психотропных веществах», «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», «О средствах массовой информации», «О рекламе», Уголовный кодекс Российской Федерации, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях). В 2002 году в целях совершенствования законодательной базы в данной области Минздравом России совместно с другими федеральными органами исполнительной власти подготовлен проект федерального закона «О предупреждении наркомании и токсикомании». Разработан еще ряд законопроектов, направленных на повышение эффективности деятельности по противодействию незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров. Подписаны соглашения о сотрудничестве в области борьбы с незаконным оборотом наркотиков с рядом иностранных государств.

18.            Профилактическая работа осуществляется на всех уровнях образования - от дошкольного до высшего профессионального. В 2002 году издан и направлен в каждое образовательное учреждение Российской Федерации комплект учебно-методических пособий по вопросам профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде -14 наименований.

19.            Принимаются меры по выявлению и возвращению в образовательные учреждения детей, не обучающихся в нарушение законных прав.

20.            В каждом федеральном округе созданы Центры повышения квалификации работников образовательных учреждений по вопросам профилактики злоупотребления психоактивными веществами. В 2002 году на базе указанных центров обучено более 3 тысяч человек. В 11 городах России созданы федеральные экспериментальные центры по разработке и апробации технологии профилактики наркомании и организационно-управленческих моделей физкультурно-профилактической работы среди молодежи в системе Госкомспорта России. Продолжает совершенствоваться система наркологической помощи детям и молодежи. Во всех субъектах РФ введена должность заместителя главного нарколога по детской и подростковой наркологии, открыты специальные отделения и кабинеты, в штаты наркологических диспансеров включены социальные работники, которые обеспечивают контакт с детьми в семье и на "улице", а также психологи и психотерапевты.

21.            Вместе с тем, несмотря на принимаемые меры, по-прежнему существует ряд негативных тенденций в организации противодействия злоупотреблению наркотиками и иными психоактивными веществами среди детей и молодежи. По оценкам 47,3% экспертов, в 2002 году по сравнению с 2001 годом в их регионах в целом увеличилось число детей и молодежи, злоупотребляющих наркотиками и иными психоактивными веществами. Согласно данным мониторинга в 56 субъектах РФ (из 89) в 2002 году произошел рост числа потребляющих наркотические средства, в 19 - снижение, в 14 ситуация осталась без изменений.

22.            Принимаемые меры по профилактике злоупотребления психоактивными веществами среди детей и молодежи в образовательной среде по-прежнему сопряжены со многими трудностями. Органы управления образованием и образовательные учреждения испытывают недостаток необходимой информации, финансовых и кадровых ресурсов для организации полноценной профилактической работы.

23.            Особое беспокойство вызывают безнадзорные и беспризорные несовершеннолетние. Семья является основным социальным институтом социализации личности на ранней стадии её становления. Однако в переходный период общества многие семьи сталкиваются с материальными и социальными трудностями формирования благоприятной среды для воспитания подрастающего поколения. Число российских семей с неблагоприятными условиями воспитания, в том числе из-за материальных трудностей, достигает 30%. В половине таких семей среда девиантная, а в каждой четвертой - конфликтная. Из таких семей дети, по сути дела, «выталкиваются» на улицу, в круг таких же отчужденных от семьи сверстников, а порой и в девиантные группы.

24.            По-прежнему существуют проблемы с организацией досуга, отдыха и занятости детей и молодежи, особенно во время каникул. Согласно итогам мониторинга, каждый второй-третий ребенок свои каникулы проводит дома. В результате вместо организованного содержательного досуга дети проводят целые дни на «тусовках» в неформальных группах. Для этой части молодежи риск оказаться приобщенным к потреблению наркотических средств возрастает. Охват детей летними лагерями массового отдыха, детей - спортивными лагерями, студенческой молодежи - лагерями труда и отдыха явно недостаточен. Не решены в полном объеме вопросы временной трудовой занятости детей и детей.

25.            Досуг - затратная сфера общества, поэтому исторически культурная среда досуга формировалась в экономически более благоприятной высокоурбанизированной среде. В такой среде сегодня проживает лишь треть российских детей и молодежи. В то же время большинство детей и молодежи по своему характеру и биологической предрасположенности тяготеют к такой динамической культурной среде, которая предоставляет им возможность для выражения своей индивидуальности в форме соревновательности и элементов игры. Реализация потребности в культурном досуге ограничена ныне всеобщей коммерциализацией этой сферы общественной жизни. Отсутствие денег лишает большинство молодых людей содержательного культурного досуга. Именно этим объясняется тот факт, что сегодня 70% детей и молодежи довольствуются социально-пассивными формами досуга - встречами со сверстниками «на улице», просмотром телепередач, видео, прослушиванием музыки. Это пассивная, но не социально-отчужденная часть детей и молодежи. Беспокойство вызывает официально отчужденная часть детей и молодежи, которая составляет 15%. А это - почти 5 миллионов человек в возрасте 11-24 лет. Данная категория требует особого внимания со стороны общества.

26.            Определенные условия для занятий спортом представляют образовательные учреждения, однако сокращение бюджетного финансирования в последние годы привело к ухудшению состояния учебно-спортивной базы, слабому обеспечению учебно-тренировочных занятий спортивным инвентарем и оборудованием, что отразилось на уровне организации и качестве учебного процесса. Кроме того, после завершения обучения юноши и девушки лишаются и этой возможности. Основная причина - коммерциализация бывшей государственной спортивной базы. Недостаточно используется потенциал средств физической культуры и спорта в организации досуговой деятельности по месту жительства.

27.            Как показал мониторинг, в содержательном плане занятия физической культурой в образовательных учреждениях, которые обычно сводятся к монотонной физической нагрузке. Традиционная система физического воспитания в образовательных учреждениях на современном этапе для обеспечения необходимого уровня физической культуры, физического развития обучающихся нуждается в совершенствовании за счет увеличения в них элемента соревновательности, спортивной направленности. Требуется расширение внеучебной физкультурно-оздоровительной и спортивной работы на основе создания спортивных клубов в каждом образовательном учреждении, улучшение материально-технического обеспечения процесса физического воспитания.

28.            Основной формой антинаркотической профилактики в регионах, как указали 70% экспертов, является вербальная пропаганда. Но работа эта во многом идет вхолостую. По-видимому, не найдена убедительная форма диалога с детьми и молодежью. В агитационных материалах не учтена психология «рыночного» поколения с более индивидуализированным сознанием, чем у старшего поколения, его новая потребительская субкультура, в которой главным понятием является престиж. Мало игровых массовых культурных и спортивных мероприятий антинаркотической направленности. Профилактические акции антинаркотического характера, как правило, проводятся в крупных городах, не затрагивая небольших населенных пунктов.

29.            Ситуация усугубляется существующими проблемами, связанными с обеспечением систематической базовой подготовки специалистов в области профилактики зависимости от наркотических средств и других психоактивных веществ. На фоне глобального характера проблемы в стране недостаточно специалистов, способных проводить квалифицированную подготовку кадров в области профилактики накротизации населения. До настоящего времени не создана единая общегосударственная система обучения и повышения квалификации специалистов органов и учреждений, осуществляющих антинаркотическую профилактическую работу.

30.            Несмотря на определенное участие средств массовой информации в профилактике наркомании среди молодежи, в данном направлении сделаны только первые шаги. Антинаркотические публикации в печати, соответствующие программы на телевидении и радио, носят эпизодический характер и не учитывают особенностей восприятия детей и молодежи. К освещению в СМИ проблем наркомании, пропаганде альтернативных видов жизнедеятельности слабо привлекаются специалисты, а также известные, популярные в России спортсмены, артисты и другие значимые для детей и молодежи лица. Антинаркотическая пропаганда в Интернете построена неэффективно, она не доходит до широких масс, хотя Интернетом сегодня пользуются более 4 миллионов детей и молодежи в возрасте 11-24 лет.

31.            Существуют серьезные проблемы в организации наркологической помощи лицам, злоупотребляющим наркотиками и больным наркоманией. Система реабилитации больных наркоманией недостаточно эффективна. Реабилитационных структур, способных реализовывать разнообразные и дифференцированные для различных контингентов психотерапевтические, воспитательные, образовательные, трудовые программы, и реально обеспечивать возвращение наркоманов к жизни в обществе, не хватает. Не создана сеть региональных реабилитационных центров для несовершеннолетних, злоупотребляющих психоактивными веществами. Не решена проблема недобровольной реабилитации.

32.            Недостаточно прозрачной остается деятельность негосударственных, коммерческих реабилитационных структур. Вышеуказанные структуры нередко занимаются деятельностью, которая собственно реабилитацией не является, а представляет собой детоксикацию или краткосрочное лечение. Предлагаемые ими программы реабилитации зачастую не проходят экспертизу специалистов, их эффективность объективно не подтверждена. Отдельные реабилитационные программы, реализуемые нетрадиционными религиозными объединениями, связаны с деструктивным воздействием на сознание участвующих в них лиц, наносят ущерб их психическому и физическому здоровью. В связи с этим представляется необходимым усилить государственный контроль за деятельностью негосударственных реабилитационных организаций.

33.            В профилактической работе не в полной мере используются ресурсы общественных и религиозных организаций, в том числе тех, которыми уже накоплен положительный опыт в данной области. Не обеспечивается должным образом координация усилий государственных и негосударственных структур, направленных на противодействие распространению наркомании.

34.            Остается актуальным совершенствование нормативной правовой базы в сфере противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту, включая внесение изменений и дополнений в законодательство, разработку соответствующих подзаконных актов в целях более эффективного применения существующих законов, устранения проблем правоприменительной практики.

35.               Недостаточным является ресурсное обеспечение антинаркотической деятельности как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Российской Федерации.

Назад
Электронные услуги

Зарегистрируйтесь на портале госуслуг – получите единый ключ доступа ко всем государственным сайтам.

Благодаря ему вы можете прямо из дома получить множество услуг!